Читать мне сейчас нельзя, и потому я слушаю много аудиокниг.
Вообще-то аудиокниги я не люблю, потому что я люблю читать. Но сейчас вот втянулась.Отслушала «Пикник на обочине»
Конечно, когда-то давно я его читала, помню, что мне нравилось. Сейчас.. это было открытие заново.
читать дальше
Зона. Страшная, погибельная. Но самое пугающее в ней не комариные плеши, мясокрутки или восставшие мертвецы, самое ужасное в Зоне то, что он чужая.
Вся. Совершенно, тотально, непробиваемо чужая. Каждой травинкой и былинкой, каждым дуновением ветерка.
Да, в любом марсианском или каком-там-еще нашествии, в галактических битвах ужасающих монстров, о которых нам рассказывают фантастические книги или фильмы, в разнообразных «чужих» или кайдзю есть безжалостность, завоевательская ярость, стремление к уничтожению или что там еще... Это обычные, понятные нам, людям, эмоции, легко укладывающиеся в наше земное мироощущение. И потому это не страшно, ну так, слегка, на уровне «ой, боюсь-боюсь». Инстинкт самосохранения - если за тобой, щелкая зубами, гонится зверюга, значит надо удирать.
А вот тот парализующий ужас, который порождается тупым равнодушием мусорной свалки, оставшейся от давно забытого «пикника на обочине», не сможет внушить ни один монстр Пандоры.
«Порочный круг», как говорил один из персонажей, ученый Валентин Пильман. Мы, люди, мерим инопланетный разум мерками человеческого разума, ищем нечеловеческим законам человеческие объяснения. Мы не способны не то что понять и принять, но просто представить себе нечеловеческое мышление.
Стругацким удалось показать краешек этого возможного нечеловеческого.
От персонажей лишь общие образы и ощущения:
Рэд (Рыжий) Шухард. Сталкер, человек со звериным чутьем на опасность. Но Зона скрутила и его, он просто не сразу это понял.
Кирилл, ученый-идеалист, и серебреная паутина за его плечами. Стервятник Барбридж, в легкую использующий людей в качестве отмычек, и его сын, наивный, тоже посеребренный, мальчик Артур. Торговцы хабаром с прозрачными глазами, милая, так рано сломанная жизнью, Гута.
И финальное - «ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!»