понедельник, 12 декабря 2016
Посмотрела тут фильм “Эверест”, о трагедии 1996г, когда при восхождении на вершину мира погибло несколько человек сразу. Фильм довольно средненький, сюжет никакой, разве что виды гор там - закачаешься. Но по просмотру ушибло меня темой альпинизма.
читать дальшеНет, в горы мне не захотелось, еще чего, а вот потянуло почитать-посмотреть, что ж такое альпинизм и кто ж такие эти альпинисты. На ютубе немалое количество хороших докфильмов, много интервью с альпинистами, много о них самих, много о горах. Вот этот фильм особенно понравился, про восхождение на К2, одну из самых сложных вершин мира.
Что имею сказать по итогам - очень приятные ребята эти альпинисты, как оказалось. Милые, душевные, интеллигентные. Я человек от гор далекий, альпинистов только в голливудском кино и видела, а в кино они сплошь мускулистые мачо, этакие суровые мужики, покоряющие, преодолевающие, доказывающие себе и миру, и т.д. А тут смотрю, сидят в палатке после дня работы на маршруте, пьют чаек, уставшие настолько, что даже на байки сил нет - обмороженные, тощие, сутулые, и где те хваленые мускулы? Нету. Зато улыбки и одухотворенные глаза. Сидят, молчат, но молчат так уютно, поражаешься.
И кстати, они ничего не доказывают и не покоряют. Тот же Букреев, который в том трагическом восхождении на Джомолунгму вынес на себе трех человек (в одиночку, потому что все остальные в спасательную экспедицию в шторм выйти отказались, и ему трижды пришлось возвращаться на маршрут одному), говорил в интервью, что термин “покорить вершину” существует только в русскоязычной журналистике, и сами альпинисты так никогда не скажут. Еще один парень, Виктор Лутов, рассказывал, что если ты пошел наверх что-то доказывать и преодолевать, то вряд ли ты вернешься.
Да, труд тяжелейший. Узнала я про то, как приходится подниматься по склону по грудь (буквально!) в снегу. И про мороз минус 30-50. Или про то, какие там, наверху, бывают ветра, до 200 км в час, так что палатку сдувает со склона вместе с находящимися внутри людьми. И про то, что убивает зачастую даже не сложность маршрута, а сама высота. Та же трасса на Эверест считается довольно простой, нет там отвесных скал или ледовых стен, технически тот маршрут наверно и я прошла бы. Если бы не высота. Где-то на подходе к 8 тыс. км начинается т.н. “зона смерти”, там организм человека не восстанавливается, и надеяться, что устав, ты присядешь на камушек, отдохнешь, а потом пойдешь дальше, нельзя. Не отдохнешь ты. В зоне смерти чем дольше остаешься, тем хуже тебе будет. Разве что товарищи пинками заставят встать и ползти вниз. Но проблема в том, что на пинки ни у кого сил нет, все идут на пределе. Упал от усталости, ногу подвернул и не можешь идти - значит там и останешься, никто тебя вниз на себе не понесет, невозможно это.
А потому еще больше поражает подвиг Анатолия Букреева, который после тяжелейшего восхождения на Эверест (без кислорода, кстати, это раз, а второе - он не просто шел, он для группы перильные веревки протягивал), сумел той же ночью вновь подняться на высоту (в бурю, в нулевую видимость) и трех человек притащить назад живыми. Все альпинисты, что наши, что зарубежные, в один голос говорят, что такое реально за гранью человеческих сил.
На следующий год Букреев погиб под Аннапурной, попал под лавину.
Славные ребята, эти альпинисты. Очень славные. Хрестоматийный же вопрос “за каким лешим они прутся в горы?” меня лично не колышит, совсем. Хотят и прутся. Не наше дело.
PS: из фильмов по теме еще очень зашли мне: художественный "К2: предельная высота" и полудокументальный-полупостановочный "Касаясь пустоты", о том, как два друга на Сиула Гранде в Андах лазили.
@темы:
всякое разное,
кино киношное