Из письма Моцарта некоему барону: "Вас, дилетантов, нельзя не бранить, ибо с вами обычно происходят две неприятности: либо у вас нет своих мыслей и вы заимствуете чужие; либо они у вас есть, но вы не умеете с ними обходиться".
Вот ведь, блин... Обо мне ведь сказано, как ни грусно.
Первый - дивидишка с таким составом: Don Giovanni - Samuel Ramey Donna Anna - Anna Tomowa-Sintow Don Ottavio - Gösta Winbergh Il Commendatore - Paata Burchuladze Donna Elvira - Julia Varady Leporello - Ferruccio Furlanetto Masetto - Alexander Malta Zerlina - Kathleen Battle
Herbert von Karajan, 1987
И второй - жуткого качества рип с ТВ-видео: Don Giovanni - Samuel Ramey Leporello - Ferruccio Furlanetto Donna Anna - Carol Vaness Don Ottavio - Jerry Hadley Donna Elvira - Karita Mattila Zerlina - Dawn Upshaw Masetto - Philip Cokorinos Commendatore - Kurt Moll
Нью-Йоркский оперный театр, 1990 Дирижер - James Levine
Ну что сказать.. читать дальше Постановка - и там и там - хорошо, смотрибельно, классически, без переносов в современность и фрейдистких заморочек. В целом МЕТовский спектакль мне глянулся больше. Эх, какая жалость, что качество видео на грани смотрибельности. А карояновская запись - качество хорошее, поют неплохо, постановка удачная, но... Не складывается у меня любовь с Караяном, ну вот никак! Не знаю, в чем дело, но его оперные записи слушаю с невыносимыми мучениями, причем всегда. И переслушивать не тянет. Даже Трубадура (которого я могу слушать в любое время дня и ночи, и с любого места) .
По исполнителям. Нет, Фурланетто - это наверное лучший Лепорелло на свете! Красотища. Особенно в караяновской записи. Этакий пройдоха-весельчак, весьма прагматичный, жуликоватый, великодушный, бессовестный и т.д. Чем-то напомнил мне Труффальдино из Бергамо. В левайновской записи он более заматеревший, чуть утратил этакую мальчишескую лихость. Житейской мудрости хоть отбавляй. Хитрый, зараза. Но хорош, чертяка! Харизматичней самого Дон Жуана. Дон Жуан-Реми. Очень мужественный, красивый. Испанский гранд! В чем-то излишне прямолинеен. Отважен. Обаятельный до невозможности. Я за него искренне переживала и даже расстроилась из-за тотальной непрухи. Как на футболе - ну! ну! ещё чуть и.... гооол?! А вот и нет! Ну не попёрло, что ты будешь делать, а... Короче, классный Дон, хотя крутизны и плейбойства наверно всё-таки многовато у Реми. У Левайна он более веселый, у Караяна - преисполнен значительности. Поёт шикарно. Донна Анна - Томова-Синтов не понравилась совершенно. Тяжеловато звучит для Моцарта, нет ощущения легкости и полета. По образу - слишком много мстительности. Ванесс - типовая такая Анна, без изюминки. Особо не запомнилась, поет неплохо. Матилла-Эльвира - хорошая, добрая, милая, любящая. А Варади - голосом понравилась, а по образу - слишком чопорная, что ли.. Оттавио и там и там - ну Оттавио себе и Оттавио, скучный зануда. Совершенно разные Церлины. У Бэттл этакая стервозная жучка, себе на уме. Зачем ей увалень Мазетто - поди догадайся! Наверняка со свадьбой очень всё не просто, наихитрейший расчет, мы не знаем. Но сдается мне, что и Дон Жуана она бы скрутила, ну может с большими усилиями (чем Мазетто). А Upshaw (не знаю как по-русски) - наивная простушка, уши развесила, ресницами похлопала... Дон Жуан ею исключительно со скуки заинтересовался. Победы там никакой нет, "легким движением руки", так сказать. Ну и ..Командор! Бурчуладзе - грозный такой, мощный Командор. Притопал, побасил, всех напугал. Дон Жуана уволок в уголок в преисподнюю. Но Курт Молль - это что-то невозможное. Это.. Ну это, как сказать-то... Короче - КУРТ МОЛЛЬ! Он никого не пугает, он никому не мстит. Речь уже давно не о жизни, и может и не о душе, я не знаю...
Пересматриваю-переслушиваю всяких разных Дон Жуанов. Эх, выходных много впереди, ура!
Нравиться мне Дон Мариуша Квеченя из МЕТ 2011г.
Разный он, и отвратительный и обаятельный, и негодяй и красавец, и товарищ и подлец. Но - удивительно цельный образ, он не рассыпается на фрагменты. И глубина есть, при всей внешней легкости и легомысленности. Поет неплохо, хотя не ошеломил. А Лепорелло-Пизарони - это просто блеск. Мне в этой постановке (очень неплохой ксати) больше всего нравиться именно тема товарищества между Доном и Лепорелло. Настоящие школяры-проказники. Лепорелло вроде и осуждает своего хозяина, и пытается изредка что-то бубнить-морализаторствовать. Но он так искренне зогорается очердной проделкой Дон Жуана, с таким энтузиазмом бросается ему помогать, это что-то! А еще в финале он до последнего пытается спасти Дона, почти всю сцену находится между статуей Командора и Жуаном, как бы загораживая его. И Дон Жуан, перед тем как жать руку Командору, сначала прощается с Лепорелло. Вообще сценически все сделано очень здорово, смотрится на одном дыхании. Донна Анна - Марина Ребекка. Голос просто завораживает. По образу, правда она скучновата, невнятная какая-то получилась. Что за Донна Анна, чего она маеться! В мести - неубедительна, почему динамит Дона Оттавио - непонятно. Вот конкретно этой Донне Анна - Оттавио как раз подходит, они вместе смотрятся прям как родные. Но поет она просто шикарно. Эльвира. Ох, люблю я эту ненормальную... Фриттоли вокально - для меня ну вообще не катит, а по образу - самая эльвиристая Эльвира. Если б пела еще, цены бы не было. Командор - очень брутальный такой мушшшина, особенно в сцене дуэли. Когда Дон Жуан говорит ему "Не буду я с тобой драться, ты - старик!" - выглядит это слегка забавно. Да этот Командор таких Жуанчиков наверное пачками на вертел накалывал, хе! А образе статуи - ну не Курт Молль, конечно. Но в общем - очень даже ничего.
Но в целом - класс! Постановка без психологических вывертов, смотрится очень интересно. Поют: Анна и Лепорелло - прекрасно, Дон Жуан - хорошо, остальные - вполне терпимо.
И в заключение: Моцарт - ну ты гений, зараза этакая!
Впервые сталкиваюсь с таким жанром как космический вестерн. Особенно впечатлила первая двойная серия. Потом градус интереса немного снизился. Даже не знаю, может потому, что после первой серии ожидания были завышенными.. Ну да ладно, это претензий у меня наверно многовато... Персонажи - супер! Капитан шикарен, Зоуи - блеск! Пилот Уош, девочка Кайли, Джейн! Почему-то очень понравился Саймон, вся эта вежливость, костюмчики, галстуки - просто йес. И ведь он не рисуется, он такой и есть. Вот Инара чой-то как-то не то... Красивая, фигура - вау, улыбка, все такое.. Но какая-то она милая и - простая и неинтересная, как кукла Барби. Чем больше подчеркивают её респектабельность и аристократизм, тем сильнее не хватает чего-то важного. В такой женщине должна быть мистичность, а её нет. Отсмотрена примерно половина, впечатляет атмосферность. Музыка хороша.